Оценка вероятности выездной налоговой проверки

За все время работы предприятия в бухгалтерских и других документах не исключены ошибки. Причины могут быть самые разные – от желания руководителя сильно оптимизировать налоговые отчисления до ошибки бухгалтера (человеческий фактор). Для того чтобы выявить подобные нарушения, ИФНС на основе анализа определенных показателей в представляемой организацией отчетности принимает решение о налоговой проверке данной организации.

Налоговые проверки бывают 2-х видов:

1) Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе отчетов и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Порядок проведения камеральной налоговой проверки описан в статье 88 НК РФ. При проведении камеральной проверки осуществляется арифметический контроль представляемых налогоплательщиком данных: налоговая декларация проверяется и сопоставляется с декларациями по другим налогам. Камеральная проверка может проводиться в течение 3 месяцев со дня представления отчетности в налоговые органы. Если в ходе камеральной проверки выявляются ошибки или противоречия в заполненной декларации (или расчете по налогу), налоговый орган должен проинформировать об этом налогоплательщика и предложить внести ему соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую отчетность (отправить корректировку).

2) Выездная налоговая проверка – это уже более неприятное событие для организации, поскольку производится по месту нахождения организации. Ее налогоплательщики боятся больше всего, поскольку на протяжении 2-х месяцев (а могут продлить и до 6-ти) в организацию приходят проверяющие сотрудники ФНС и проводят глубокий всесторонний анализ отчетов и документов предприятия. В результате с наибольшей вероятностью будут найдены какие-либо недочеты, недоимки уплаты налогов (и, как следствие, соответствующие штрафы и пени).
Любая проверка, а в особенности налоговая, очень болезненна для любого налогоплательщика (независимо от того, совершены ли им налоговые правонарушения), вносит определенную дезорганизацию в работу предприятия, так как для обеспечения деятельности проверяющих необходимо отвлекать от основной работы сотрудников компании: руководителя, часть работников аппарата управления, бухгалтерии и юридической службы, материально-
технического снабжения. И сам факт нахождения проверяющих на предприятии создает определенную нервозность, что не лучшим образом отражается на работоспособности.
Но налоговый орган не проверяет все организации подряд. В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины, а также совершенствования организации работы налоговых инспекций ФНС разработала приказ, в котором отражены 12 критериев анализа отчетности . И если отчетность предприятия по нескольким критериям заставляет инспекторов задуматься, то вероятность попасть в план налоговых проверок возрастает.
Посчитать этот риск мы можем, поскольку анализ вероятности выездной налоговой проверки основан на Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (с учетом изменений, внесенных Приказом ФНС от 14.10.2008 г. № ММ-3-2/467@, Приказом ФНС РФ от 22.09.2010 № ММВ-7-2/461@ и Приказом ФНС от 8 апреля 2011 г. N ММВ-7-2/258@). Данный приказ содержит описание тех самых 12 критериев, оценивая по которым деятельность налогоплательщика, можно сделать вывод о его принадлежности к группе риска, т.е. к группе налогоплательщиков, имеющих высокую вероятность попасть в план налоговых проверок.


Обучающий видео ролик

Критерии для оценки вероятности выездной налоговой проверки

1. Низкая налоговая нагрузка
Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
2. Хроническая убыточность бизнеса
Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Значительные налоговые вычеты по НДС
Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
4. Расходы растут быстрее доходов
Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Зарплата ниже среднеотраслевой
Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6. Возможно неправомерное применение спецрежимов
Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Возможное завышение расходов предпринимателем
Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Наличие длинной цепочки контрагентов
Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление пояснений по требованию налоговиков
Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
10. Многократная смена налоговой «прописки»
Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
11. Отклонение рентабельности от среднеотраслевой
Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение деятельности с высоким налоговым риском
По мнению ФНС России, о высоком налоговом риске хозяйственной деятельности может свидетельствовать либо способ ее осуществления, либо характер взаимоотношений налогоплательщика с его контрагентами.