Финансовый анализ

Для эффективного управления финансами фирмы необходимо систематически проводить финансовый анализ. Финансовый анализ предприятия – это изучение ключевых параметров и коэффициентов, дающих объективную картину финансового состояния предприятия: прибыли и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, расчетах с дебиторами и кредиторами, ликвидности, устойчивости и т.д.
Способность фирмы успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в постоянно изменяющейся внутренней и внешней предпринимательской среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и финансовую устойчивость свидетельствует о ее устойчивом финансовом состоянии и наоборот.

Финансовый анализ, как правило, должен:
- выявить факторы, влияющие на финансовое состояние фирмы, установить ее «болевые точки» и выявить причины их образования;
- выявить изменения показателей финансового состояния и определить причины достигнутого состояния;
- дать оценку количественным и качественным изменениям финансового состояния;
- позволить оценить финансовое положение фирмы на определенный момент времени;
- определить тенденции изменения финансового состояния организации;
- обеспечить обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов и прогнозирование возможных финансовых результатов при разнообразных вариантах использования ресурсов;
- выявить и мобилизовать резервы улучшения финансового состояния предприятия, выявить пути повышения эффективности деятельности организации, прогнозировать.
Анализ финансового состояния предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности, которые интересуют не только собственников компании, но и его партнеров, государственные и налоговые органы.
Субъектами анализа могут выступать как прямо, так и косвенно заинтересованные в деятельности организации пользователи информации.

К первой группе пользователей относятся:
- существующие и потенциальные собственники предприятия;
- кредиторы и инвесторы, использующие результаты финансового анализа для оценки целесообразности предоставления кредита и эффективности вложения средств;
- поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;
- государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые оценивают вероятность банкротства предприятия;
- руководители предприятия, так как показатели финансового состояния служат для оценки результативности их работы.

Вторая группа субъектов финансового анализа - это те, кто использует финансовый анализ для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей. К этой группе относятся:
- аудиторские фирмы;
- консультанты по финансовым вопросам, которые на основе результатов анализа финансового состояния разрабатывают рекомендации своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную организацию;
- юристы, нуждающиеся в информации для оценки выполнения условий контрактов;
- пресса и информационные агентства, использующие результаты анализа финансового состояния фирмы для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных предприятий и отраслей в целом.

Основная цель финансового анализа - получение небольшого числа ключевых, т.е. наиболее информативных, показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.